Буквально за 4 дня “проглотила” биографию Астрид Линдгрен, написанную датчанином Йенсем Андерсеном. В этой книге нашла для себя столько мудрых мыслей о детях, о призвании, о жизни, об одиночестве, о дружбе, о том, что “этот день и есть жизнь”. Главы о детях, где приводятся цитаты Линдгрен о воспитании и уважительном, бережном отношении к ребенку читала со слезами на глазах. Мне всё казалось, что я недостаточно ценю время, проведенное со своим ребенком, так часто отталкиваю его, чтобы заняться своими делами.
В то же время завидовала Астрид, что в её жизни было такое призвание, такой внутренний огонь, и столько фантазии и трудолюбия. Хотя даже она называла жизнь “скоропреходящей нелепицей”, и продолжала: “но тот короткий срок, что нам отпущен на земле нужно наполнять содержанием”. Мне вот хотелось бы найти то “содержание”, которым я могла бы наполнить свою жизнь, и при этом чувствовать, что это моё, что я живу не зря, что в каждом дне есть смысл, и что мои усилия/труд не напрасны.
А вообще с книгами Линдгрен у меня связано очень много детских впечатлений: ещё в детстве я любила повторять фразу Карлсона “ничего, дело житейское”, потом с увлечением читала про сыщика Калле Блюмквиста и про Пеппи Длинныйчулок (помню, что дочитала книгу про Пеппи, когда была летом в деревне у бабушки, и так расстроилась, что она закончилась, было чувство словно от разлуки с хорошим другом, с которым было так весело и интересно проводить время). Потом были “Братья Львиное Сердце” – и это вообще была книга-открытие. Я до этого ни в какой книге не сталкивалась так явно с темой смерти. Открытием же сейчас стало, что вся история – плод фантазии мальчика, который пережил своего брата на 3 года. Я как-то об этом не думала, я все события воспринимала всерьёз.
В книге очень много цитат из писем Астрид к друзьям и родителям. И я всё думаю, как раньше люди умели поддерживать отношения на расстоянии, какие глубокие это письма, какие вопросы они задают друг другу и обсуждают. Мне кажется, в наше время этого стало гораздо меньше. И сразу захотелось написать кому-нибудь письмо, пусть даже электронное, но личное и длиннее, чем подпись под фото в Инстаграм.
И напоследок цитата ливанского поэта Джамиля Джебрана, которую Астрид хранила в кассовой книге их семьи:
– Ваши дети – не дети вам.
Они сыны и дочери тоски Жизни по самой себе.
Они приходят благодаря вам, но не от вас, и, хотя они с вами, они не принадлежат вам.
Вы можете дать им вашу любовь, но не ваши мысли,
Ибо у них есть свои мысли.
Вы можете дать пристанище их телам, но не их душам,
Ибо их души обитают в доме завтрашнего дня, где вы не можете побывать даже в мечтах.
Вы можете стремиться походить на них, но не старайтесь сделать их похожими на себя.
Ибо жизнь не идет вспять и не задерживается на вчерашнем дне.